Глобальные стратегии — один из тех редких жанров, все еще живущих на PC, для которых технологический прогресс, по большому счету, совершенно не важен. Куда большее значение для фанатов имеют историческая достоверность и сложность механики, а не новенький графический движок, что позволяет разработчикам больше сосредоточиться непосредственно на дизайне и выпускать новые проекты с небольшим интервалом. Эту нишу давно и плотно заняла шведская компания Paradox Interactive, и сегодня мы рассмотрим их последний продукт — Victoria II.

Уроки истории

Если вы видели хотя бы одну глобальную стратегию от этой студии, считайте, что вы видели их все. Меняется место и время действия, уровень сложности, но принципы остаются те же самые: в роли правителя державы вы должны провести свою нацию сквозь годы, полные разных и не всегда приятных событий, нажить врагов и приобрести ценных союзников. Никаких ходов или тактических сражений — все происходит в реальном времени на карте мира (правда, с возможность поставить игру на паузу). Victoria II — самый комплексный проект студии на сегодня, охватывающий эпоху с 1835 по 1935 годы, одну из самых драматичных в истории.

Превращение разрозненных немецких княжеств в одно из ведущих европейских государств, становление США как серьезной фигуры на международной политической арене, Первая мировая война с ее последствиями, революции и стремительная индустриализация — в течение одного лишь столетия мир, каким его знали на протяжении нескольких веков, полностью изменился. И именно в это время разработчики ставят вас во главе одной из двух сотен(!) наций и позволяют переписать историю.

От того, кем играть, зависит очень многое. Скажем, маленькая Сербия, со всех сторон окруженная владениями недружественных австрийцев и турок, мало чего сумеет добиться без поддержки могущественного союзника в лице находящейся далеко на востоке России. Но ничто не дается даром – связались с братьями-славянами, значит, готовьтесь плясать под их дудку.

На мини-карте можно переключаться между множеством фильтров и включать отображение разных иконок
Исторические события имеют свойство случаться в самый неподходящий момент, но некоторые из них можно предотвратить
Прохождение за одну из ведущих держав — тоже отнюдь не прогулка по парку. Сепаратистские движения в колониях и на периферии, волнения из-за непопулярных реформ, дыры в бюджете и десятки соперничающих стран, только и желающих подвинуть вас в рейтинге и войти в «Большую восьмерку» — ведь лишь ее члены могут оказывать влияние на другие нации и включать их в сферу своих интересов. И только они, наряду со странами второго эшелона, могут колонизировать «ничейные» земли.

Excel 1835

В Total War все составляющие, даже обретшая в Empire более-менее вменяемый вид стратегическая часть, направлены на поддержку военных действий. В отличие от нее, в Victoria II это не единственный и даже не главный инструмент внешней политики. Большую часть времени здесь проводишь среди бесконечных таблиц и меню, пытаясь уследить и за торговлей, и за разработкой новых технологий, и за производством по всей стране, и за очередными выборами… Игра учитывает просто-таки чудовищное количество параметров и постоянно бомбардирует вас сообщениями, требующими немедленного внимания.

В силу специфики игры загрузочные экраны — самое зрелищное, что в ней есть
Типичное меню: куча графиков, закладок и кнопок. В данном случае нам предлагается освободить одну из стран, входящих в состав империи
Например, вам могут сообщить, что в Прибалтике ограничивают доступ к образованию местной молодежи, что в итоге сокращает число талантливых студентов. Можно ввести послабления и тем самым ускорить научный прогресс, но поблажки ослабят авторитет властей в регионе и могут в итоге привести к националистическим волнениям. И таких событий, как случайных, так и исторических — десятки в каждом году. Сколько тысяч крестьян и мастеровых проживает в Архангельске, какие там строятся мануфактуры и нашлись ли под это дело инвесторы — открыв одну лишь закладку, готовьтесь к лавине информации. К счастью, часть процессов, например, торговлю, все же можно автоматизировать.

Принуждение к миру

Война, если до нее вообще доходит, — дело чрезвычайно затратное (стоит начать, как бюджетный график тут же пикирует в минусовую область) и порой приносящее больше проблем, чем желаемых результатов. Как это ни непривычно для поклонников компьютерных стратегий, даже напасть на кого-то просто так вам не разрешат — обязательно нужен повод, и чем благороднее, тем лучше. Конечно, можно открыто заявить на весь мир, что вы хотите продемонстрировать свою мощь, но не удивляйтесь, когда отношение к вам сильно испортится — все равно что к Гитлеру.

Куда лучше, если своей целью вы назовете, скажем, освобождение Молдавии из-под османского владычества — и свой рейтинг поднимете, и приобретете благодарный протекторат. Но только попробуйте под горячую руку попытаться прибрать к рукам еще и Болгарию — вам тут же напомнят о данных обещаниях и погрозят пальцем. Кроме того, если заключить военный союз с более сильным государством, оно, конечно, Западный фронт вам в помощь откроет, но повод для агрессии и условия мирного соглашения будет диктовать именно оно — и хорошо, если не отберет освобожденные территории себе.

Каждая армия — это тысячи солдат, которых вы отправляете на верную смерть. После сражений потрепанные части восстанавливаются автоматически, хватало бы снаряжения
Дипломатия канонерок – подведите флот к берегам страны, с которой ведутся переговоры, и вежливо спросите еще раз, уверены ли они в своем решении
Затяжные кампании, помимо стремительного опустошения казны, вызывают сильное недовольство подданных, которых вы гробите целыми тысячами где-нибудь под Кишиневом, а уж неудачные сражения — прямой путь к революции. Даже Британская империя, находящаяся в начале игры на первом месте, вполне может ввязаться в пограничный конфликт где-нибудь в Латинской Америке, а в итоге получить бунты в Шотландии и желающие независимости колонии в Азии. Не говоря уж о долгих месяцах и средствах, которые предстоит потратить на создание боеспособной армии.

Викторианский Шенген

В общем, готовьтесь большую часть времени провести в дипломатическом меню — включите другую страну в сферу своего влияния, и это даст гораздо больший эффект, чем прямая агрессия. Улучшая потихоньку отношение к вашей державе (для чего можно расставлять приоритеты прямо в списке наций), вы добьетесь появления единого экономического пространства, подобно нынешнему СНГ. Но не думайте, что остальные империи станут сидеть сложа руки и не потребуют, например, изгнания ваших советников.

Политические реформы тоже далеко не всегда проходят гладко — конечно, низшие слои населения обрадуются сокращению рабочего дня, но чтобы протащить такой указ, сначала предстоит сменить консервативную верхушку более либеральными законодателями, на что, скажем, в царской России могут уйти годы. К тому же, когда приучаешься мыслить масштабами целой страны, гуманистические соображения отходят на второй план — вы когда-нибудь задумывались, насколько опустошает казну введение даже минимальной пенсии?

К счастью, интерфейс, несмотря на всю свою громоздкость и любовь к мелким иконкам, на вашей стороне. Все подскажут и расскажут, выведут проценты и вероятности каждого шага. Для начинающих крайне полезным станет обучающий режим, разбитый на три главы с нарастающим уровнем сложности (например, от азов дипломатии до тонких манипуляций со сферами интересов).

Государство в Victoria II — не набор строительных кубиков в руках играющего, а крайне неповоротливая и подавляющая масштабами махина. Управлять великой державой — все равно что управлять многотонным башенным краном, когда ошибка при развороте может стоить человеческих жизней и разрушенных домов. А встав во главе страны поменьше, готовьтесь к роли самого слабого в классе, состоящем из второгодников-хулиганов. Рекомендовать проект широкой аудитории, конечно, смысла нет — он нишевый настолько, насколько возможно. Скачайте демо-версию: если вас не отпугнет туториал длиной в несколько часов — значит добро пожаловать! Кто там крайний на место в Восьмерке?