Логично ожидать от опытных разработчиков, да еще специализирующихся в одном жанре, очередной достойный проект. Студия Stardock уже создала две части Galactic Civilizations и принимала участие в разработке Sins of a Solar Empire. Казалось бы — сменить далекий космос на фэнтезийные декорации, добавить пару новшеств, и готовый хит на руках. Но в жизни не все так просто...

Анонс Elemental: War of Magic в 2008 году вызвал оживление среди поклонников фэнтезийных пошаговых стратегий — разработчики не скрывали, что вдохновлялись Master of Magic. Иными словами, это Civilization, только на фэнтезийный лад. Вместо турок и англичан — гномы и эльфы, а в остальном то же самое: закладываем города и развиваем их, изучаем технологии, налаживаем торговые и дипломатические связи с другими нациями. Довольно существенные, впрочем, отличия — это магия и отдельные тактические сражения.

С жанром все ясно, а как с наполнением? К сожалению, на момент выхода единственный нормально работающий режим в Elemental — одиночная «песочница», где предлагается создать случайную карту, выбрав ее размер и число соперников. Также необходимо выбрать одного из готовых лидеров либо создать собственного. Стоит сразу определиться, в какую сторону его развивать. Могучий воин, в одиночку уничтожающий вражеские отряды? Маг, полагающийся на заклинания, усиливающие его армию? Администратор, который повышает выработку ресурсов и ускоряет прогресс в исследованиях?

Эффекты заклинаний — единственное, что есть зрелищного в игре. В остальном тут преобладают оттенки серого и коричневого
Несмотря на грозный вид, эта тварюшка — не соперница призванному магией голему

Система создания очень гибкая: можно как угодно распределять очки для повышения скорости, здоровья, силы, маны лидера, можно выбрать его особенности — например, что ведомая им армия двигается с той же скоростью,что и он сам. Можно выбрать и недостатки (например, ухудшенное изучение заклинаний) в обмен на дополнительные очки. А вот расовая принадлежность далеко не так значима, как хотелось бы: у восьми имеющихся рас, которые поделены на два альянса — Королевства и Империю, есть свои плюсы и минусы, но единственное серьезное различие — разные деревья технологий. Да и внешне они все выглядят как люди, только с разным цветом кожи. Можно создать собственную нацию, как в Galactic Civilizations II, но это сводится к комбинированию уже имеющихся рас.

Дивный новый мир

Как бы то ни было, партия начинается в чистом поле в случайно созданном мире, и вашему лидеру необходимо заложить первый город,выбрав местечко получше. У каждого поселения есть зона влияния, которая увеличивается по мере прироста населения. Как только в эту зону попадает полезный квадрат — плодородная земля, залежи мрамора, заброшенная библиотека и т.п. — вы сможете построить на нем здание, добывающее ресурс либо ускоряющее развитие, а то и позволяющее наем новых существ (например, пещера троллей). Если на старте поблизости нет золотого рудника, лучше сразу создать новую карту — деньги важнейший ресурс.

Звонкая монета тратится и на возведение новых зданий, и на тренировку юнитов, и на покупку снаряжения для полководца, а также на наем чемпионов — героев, которые, как и лидер, получают опыт и растут в уровнях. Новые города можно закладывать с помощью юнитов-поселенцев, и своевременное расширение империи критично для победы. Именно города вырабатывают очки исследований, которые позволяют получить доступ к новым технологиям и заклинаниям. В каком порядке что исследовать — вопрос, который будет преследовать вас с самого начала и до конца партии.

Несколько облегчает положение обмен технологиями с другими королевствами. Кроме того, с ними можно заключать торговые соглашения, создавать альянсы, и даже устраивать династические браки, когда у вашего лидера появятся дети. Но все это при условии, что вы уделите внимание изучению дипломатии, а не ударитесь в наращивание военного потенциала.

Мощь и магия

Магия — отдельный разговор. Заклинания делятся на стратегические и тактические. Первые применяются для защиты ваших городов и диверсий во вражеских, усиления армий и призыва могучих существ и даже для изменения ландшафта (от назойливых соседей можно отгородиться скалистой грядой — хватило бы маны). С тактическими все проще — фаерболы, молнии, замедление, ускорение и так далее, поделенные на школы земли, огня, воздуха и воды. Особенность магической системы в том, что чем больше кристаллов того или иного элемента вы контролируете на глобальной карте, тем разрушительнее становятся соответствующие заклятья. Кроме того, в зависимости от выбранной фракции, вам будут доступны школы жизни и смерти. К сожалению, несмотря на обещанные в названии «войны магов», ворожить в основном придется вашему лидеру — он, конечно, может пожертвовать часть своей маны одному из чемпионов, чтобы тот сумел применять заклинания, но проще колдовать самостоятельно.

При создании лидера можно сразу снарядить его оружием и доспехами, но на это уйдут все очки развития
Со временем число возможных технологий в каждой ветке увеличивается, и становится все сложнее выбирать, в каком направлении развиваться
Лидеру вообще много чего приходится делать лично — например, исследовать территорию. По окрестным землям разбросана масса достопримечательностей, где можно поживиться золотом, ресурсами и ценными предметами, либо же получить какой-нибудь квест (освободить деревню от монстров, сопроводить благородную девицу до дома, отыскать ключ от сундука с сокровищами и т.д.). Развитию технологической ветки, посвященной приключениям, стоит уделить внимание; правда, чем больше новых мест вы открываете, тем сильнее становятся бродящие в глуши монстры, и это чревато неприятностями — они нападают на ваши отряды и могут даже устроить рейд на незащищенный город.

Сражения проходят в отдельно загружаемом тактическом режиме, без каких-либо откровений — ходим по очереди, чем больше у юнита запас действий, тем дальше он пробежит либо атакует несколько раз. В наследство от Galactic Civilizations II игре досталась возможность создавать собственные войска — можно как угодно снаряжать воинов; правда, чем больше снаряжения вы на них навесите, тем дорожеи длительнее будет создание юнита. Забавно, что вновь созданным войскам можно не только дать имя, но и выбрать им позу на иконке и даже придумать девиз.

С миру по нитке

Возможность любоваться ими вряд ли представится — интерфейс в игре, прямо скажем, не самый лучший. Мелкие иконки и кнопки, к половине из которых отсутствуют подсказки, переизбыток серого и коричневого, неочевидность многих действий... Кампания, которая вроде как должна обучать всем аспектам управления государством, слишком коротка и не раскрывает многих особенностей игры, а отдельного туториала нет вовсе. Поначалу вообще очень сложно приспособиться — юниты идут не туда, куда вы их отправили, ход заканчивается автоматически, когда вы еще не заказали нужную постройку, открытие меню тормозит даже на мощном компьютере... Но это только вершина айсберга.

У городов есть свои уровни, зависящие от числа жителей. С получением нового уровня нужно выбрать бонус к производству ресурсов или могучего юнита-защитника
Если выбрать большую карту, то на ее покорение уйдет немало часов. Проблема генератора в неравных стартовых условиях — у некоторых соперников рядом с первым городом вообще нет ресурсов
Если прочитать все вышенаписанное, можно решить, что Elemental: War of Magic — это солидная стратегия, пусть и не без недостатков. В действительности все куда печальнее. Релизная версия была попросту неиграбельной — постоянные вылеты, утечки памяти, отсутствие какого-либо баланса и невменяемый искусственный интеллект. И если технические проблемы постепенно решаются в оперативно выпускаемых патчах, то с последними двумя пунктами сложнее. Например, вы можете относительно быстро изучить заклинание призыва очень сильных существ, которые попросту сметают все живое на карте, тогда как компьютерные соперники будут сидеть в своих стартовых городах и даже не пытаться развиться, либо отправят лидера в самоубийственный поход с парой слабых юнитов.

Слабый ИИ, если на то пошло, — беда многих пошаговых стратегий, и по-настоящему они становятся интересными только в соперничестве с живыми игроками, но на данный момент сетевая игра недоступна. Разработчики пишут слезные извинения и обещают включить мультиплеер в ближайшем патче (1.08), а в октябре — выпуск версии 1.1, исправляющей многие ошибки и продолжающей кампанию.

Вся эта история до боли напоминает ситуацию с Disciples III, но если от отечественных разработчиков давно уже ничего кроме платной бета-версии ждать не приходится, такую торопливость Stardock Entertainment простить очень сложно. Глава студии публично кается – дескать, он был уверен, что проект готов к релизу, но куда более вероятная причина — желание успеть до выхода Civilization V. Но, честное слово, уж дождитесь лучше ее, а с Elemental можно познакомиться чуть позже, когда игра станет наконец похожа на то, чем она должна была быть изначально.