Накануне выхода одной из самых ожидаемых игр 2010-го многих беспокоил вопрос: «Смогут ли 2K Czech повторить свой успех восьмилетней давности?» Слишком уж часто продолжения великих игр пребывают в тени оригинала. Понимая это, авторы постарались внести лишь минимальные изменения в проверенную формулу.
Мафия против свободы
Неудивительно, что временами Mafia II выглядит как точная копия первой части (с поправкой на новые графические технологии, конечно). Формально чехи снова сделали GTA-клон: действие игры происходит в похожем на помесь Нью-Йорка с Сан-Франциско вымышленном мегаполисе Эмпайр-Бэй, где мы в роли итальянских мафиози разъезжаем на дорогих машинах, воруем тачки, играем в салочки с полицией, слушаем музыку, пьем виски в барах и жестоко убиваем десятки людей. Однако здесь, как и в первой части, на первом месте не бесшабашная свобода, безнаказанность и бесчинства в большом городе, а сюжет и атмосфера.
В огромном Эмпайр-Бэй есть заправки, автомастерские, магазины, оружейные лавки, закусочные, рестораны, свалка, порт, телефоны-автоматы. Съев сэндвич, можно восстановить запас здоровья, по телефону можно давать взятку полицейским, чтобы они прекратили преследовать вашу машину, а новый костюм поможет замести следы, и полиция больше не будет узнавать в вас объявленного в розыск преступника. В автомастерских перебьют номера, перекрасят и отремонтируют машину, а также установят модификации.
Здесь есть встроенная автоэнциклопедия, где можно найти информацию обо всех представленных в игре моделях
Как и положено в такой игре, здесь много жестоких сцен
Только все это вам понадобится от силы раз-два за игру, и то строго по сюжету. Лишь однажды по сценарию придется колесить по городу в поисках заработка. Все остальное время делать это просто незачем. Можно, конечно, угонять машины и отвозить их на переплавку или грабить магазины и закусочные. Но зачем? Деньги и так особенно девать некуда. Чинить и апгрейдить машины — пустое занятие, проще украсть первую приглянувшуюся тачку. То же самое можно сказать про покупку оружия (равно как и грабеж оружейных лавок): стволы и так в изобилии вываливаются из врагов.
Bad Company
Сюжет сиквела напрямую не связан с событиями оригинала. Авторы беспристрастно прослеживают историю превращения молодого сицилийца Вито Скалетта в мафиози. Строится она как типичный голливудский фильм по мотивам чьей-то биографии: детство, лучший друг, взаимоотношения с родными, внутренние переживания. Портрет героя сценаристы рисуют довольно честно, ничего особо не приукрашивая и не очерняя: на скользкую дорожку Вито толкнули тяжелые обстоятельства, и периодически его мучают угрызения совести; он слабо, но все же пытается образумить своих подельников; сомневается, стоит ли связываться с наркоторговлей, без колебаний приходит на помощь близким людям и водит по-своему романтичную дружбу с откровенным негодяем Джо Барбаро. Но в итоге он почти всегда плывет по течению, убивает, торгует героином и позволяет себя использовать в грязных играх главарей мафии.
В игре много ярких сцен, роликов и миссий. Тут вам и погони со стрельбой, и слежка, и проникновение с взломом, и зачистка ресторана силами двух разъяренных итальянцев, и трупы в багажнике, и жестокое убийство товарища у вас на глазах, и спасение из пожара, и случайное убийство бармена в пьяном угаре... Несколько сцен и вовсе получились гениальными: как, например, та, где Вито и Джо пересекаются с героем первой части, Томми Анджело.
Большинство миссий начинается рутинно: мы просыпаемся, разговариваем по телефону и едем на встречу в ресторан, потом занимаемся своими делами и делишками. Однако такой подход вполне укладывается в концепцию «документального кино», живописующего жизнь и быт типичного мафиози тех лет. И сделано это не потому, что сценаристы такие ленивые и не придумали ничего лучше, а потому что они хотят показать эту историю в мельчайших деталях.
Не только средство передвижения
На пользу повествованию пошел и тот факт, что несколько раз за игру авторы меняют время и место действия: зимний город 1945-го года сменяется тюрьмой, потом мы переносимся в лето 1951-го, и из эпохи дымного нуара попадаем во времена солнечного рокабилли. И каждый раз атмосфера и стиль выдержаны идеально. Джаз, пузатые автомобили, строгие костюмы, фетровые шляпы, виски, Томми-ганы — эти несколько часов мы действительно живем в Америке 40-50-ых годов прошлого века, буквально кожей чувствуя дыхание того времени. У тех, кто неравнодушен к этой эстетике, не возникнет вопросов, почему авторы так настойчиво заставляю нас просыпаться утром и каждый раз снова ехать куда-то. Они просто хотят, чтобы мы растянули удовольствие…
Рядом с домом героя всегда есть гараж, где можно хранить угнанные или полученные по сюжету машины
Полиция может начать преследование не только за пальбу в городе или ДТП, но и за превышение скорости. Кстати, можно включить автоматическое ограничение скорости
Окружающий мир, город и атмосфера тех лет в Mafia II выписаны столь тщательно и любовно, что здесь действительно хочется жить. Хочется пить по утрам колу из холодильника, потягивать скотч в барах, хочется просто ехать по улицам (каждый закуток в Эмпайр-Бэй — ручная работа), слушать «Орущего» Джея Хокинса и наслаждаться мягким шуршанием по асфальту новенького «Понтиака».
Автомобили здесь – одна из главных составляющих атмосферы игры. Каждая модель — раритет из тех времен, когда все делали на века. И потому управлять этими авто — сплошное удовольствие. Mafia II остается чуть ли не единственной GTA-образной игрой, где действительно приятно водить машины. Тут даже ощущаешь их вес. Модель управления при этом не назовешь аркадной, особенно если включить реалистичный режим вождения, где заносить вас будет на каждом неосторожном повороте. Но в данном случае это не раздражает – наоборот, хочется приноровиться и ездить красиво.
Хорошо, но можно лучше
2K Czech вновь умело создают бархатную атмосферу, настоянную на джазе, виски, сигаретном дыме и крови. И та типичная свобода, которую мы привыкли видеть в большинстве sandbox-игр, для этой атмосферы была бы губительна: зачастую такая «свобода» оборачивается повторением одних и тех же примитивных миссий, простенькими аркадными вставками да монотонным набором репутации для какой-нибудь фракции.
С другой стороны, в последнее время мы видели и обратные примеры, где авторы гармонично сочетают сэндбоксовое праздношатание и киношный сюжет: мы говорим о Red Dead Redemption и в какой-то мере Saboteur, где такая же изящная нуар-стилистика вполне уживалась с открытым городом, полным разных возможностей и действительно интересных побочных заданий. Чехи могли последовать их примеру, но предпочли более легкий путь, оставив город просто как красивую декорацию. Правда, в таком случае следовало бы идти до конца и вытравить из игры всякие намеки на свободу. А то получилось как: вроде бы возможности для открытого геймплея присутствуют, но реально ничего не используется, и потому они лишь напрасно мозолят глаза, вызывая вопросы из разряда: «И к чему это было?»
Жители города живо реагируют на происходящее; с некоторыми можно даже пообщаться. А ограбленные магазины некоторые время будут закрыты полицией
Русская версия получилась качественной: все переведено и озвучено, причем озвучено довольно талантливо
В итоге создается ощущение какой-то недосказанности, недоработанности, чего в первой части не было и в помине. Причина очевидна – скачиваемые дополнения. Авторы явно держат пару-тройку карт в рукаве, чтобы приберечь новые режимы и фичи, раскрывающие потенциал игры, для многочисленных мини-дополнений (первые из них были объявлены буквально на днях). Делается это слишком уж откровенно и топорно, что несколько портит общее впечатление от игры.
Ну и в целом, Mafia II все-таки не смогла повторить успех оригинала. «Вау-эффект» здесь возникает куда реже, а претензии разного калибра можно предъявить не только к недоведенной до ума концепции открытого города, но и к сюжету, и к боевой системе. Сценарий хорош, но все-таки хочется больше ярких миссий и больше эмоций у главного героя. Тот же Saboteur в этом плане выглядит привлекательнее. В игре к тому же совершенно не выписана любовная линия, намеки на которую были в самом начале, да потом так и повисли в воздухе. Понятно, что авторы могут убрать белые пятна в продолжении (финал явно говорит о том, что история Вито Скалетта еще не закончена), но это лишь подчеркивает общее ощущение недосказанности.
То же самое можно сказать и про боевую систему. Здесь можно прятаться за укрытиями, бить кулаком в морду, ставить блоки и использовать с десяток видов оружия. При этом многие укрытия простреливаются и разрушаются, а в некоторых ситуациях врагов можно обойти с фланга. То есть реализовано все добротно, но могло быть еще лучше: противники глуповаты, быстро перемещаться между укрытиями нельзя, что порой создает проблемы; оружие реализовано не слишком убедительно.
Mafia II, в отличие от оригинала, не назовешь гениальной игрой. Где-то авторы чуть не доработали, где-то явно пали жертвой издателей и их жажды наживы на платных DLC. Но даже в нынешнем виде Mafia II — безусловный хит, который, пусть и не оправдал всех ожиданий, но как минимум подарил одно из самых ярких и атмосферных приключений последних лет.