Получая каждый день по электронной почте гору рекламных объявлений, многие задаются вопросом: “Чьих это рук дело, как спамеры находят наши адреса и почему их никто не может остановить?” Об этом и многом другом “МК” поведал представитель такого бизнеса. 35-летний Сергей не один год занимается электронными рассылками.

— Как вы находите адреса наших почтовых ящиков?

— В Интернете есть куча баз данных и справочников типа желтых страниц. Там помимо фактических адресов и телефонов фирм часто указывается их e-mail. Базы по сотрудникам конкретной организации тоже нетрудно достать. Адреса же личных ящиков мы берем с форумов, живых журналов и т.д. Путешествуя по Интернету, людям часто приходится где-то регистрироваться и оставлять свой e-mail. Специальные программы-пауки обходят ресурсы и выдергивают эти адреса.

— Ты прав: я по возможности нигде не оставляю свой e-mail, поэтому спам мне почти не приходит.

— Это тоже не выход. Гораздо удобнее один почтовый ящик иметь для личной переписки, а другой держать для различных форумов — пусть туда сыплется что угодно.

— Получив рекламу, некоторые пользователи отправляют на адрес, с которого она пришла, гневное письмо. И им тут же приходит ответ: такого адреса уже не существует.

— Да, каждый адрес уникален, и из-за того, что в Интернете идет их постоянная фильтрация, приходится постоянно менять ящики. Раньше было проще, но спамеры сами невольно усложнили себе задачу. Несколько лет назад мы решили работать цивилизованно и из уважения к получателю рекламное письмо так и обозначать в теме — “Спам” или “Реклама”. Но такие сообщения стали немедленно блокироваться, и они просто не доходили до адресатов. Приходится действовать изощреннее.

— Почему борцы с рекламными рассылками никак их не прекратят?

— Ха! Тем, кто с ними борется, например авторам антивирусных программ, которые предлагают владельцам почтовых ящиков купить у них антиспамы, выгодно, чтобы это явление существовало. Пока есть спам, будет спрос на антипрограммы, и можно выпускать все новые и новые. Поэтому о законах, запрещающих спам, у нас много говорят, но вряд ли такой будет в ближайшее время принят. Это никому не выгодно.

— Ты занимаешься рассылками любых объявлений? Даже всяческих финансовых пирамид?

— В рассылке таких объявлений не вижу ничего предосудительного. За лохотрон несет ответственность тот, кто его предлагает. Наше дело — выполнять заказы. Но есть в нашей среде ряд табу. Например, никто никогда не будет рассылать рекламу детской порнографии. Ведь у нас у самих есть дети. По этой же причине мы не занимаемся рассылками фиктивных просьб о помощи больным детям. Человек, который попытается их распространять, будет моментально выкинут из нашего бизнеса. Ему перекроют кислород все, с кем он сотрудничал в Интернете. И авторы тех сообщений, которые пока еще проскакивают, скорее люди случайные. Как раз несколько месяцев назад один спамер попытался заняться такой “благотворительностью”, и, хотя он потом оправдывался, что большой процент со своей прибыли якобы перечислял в благотворительные организации, в нашей среде с ним расправились жестко.

И еще. Не так давно в Интернете появилась любопытная страничка: “Предлагаем энциклопедию всех-всех-всех известных в мире интернет-мошенничеств. Прочитав эту книгу, вы сможете противостоять жуликам и никогда не попадетесь в их сети!”. Ее авторы просят лишь перечислить на их электронный кошелек 10 рублей, и тогда вам укажут путь, по которому можно ее скачать на свой компьютер. Так что можете попробовать. По крайней мере, если вас и на этот раз (не дай бог!) обманут, это будет самой красивой аферой за всю историю Интернета.

КУДА ОБРАЩАТЬСЯ ЖЕРТВАМ?

По данным Центра исследования компьютерной преступности, в России в прошлом году было зафиксировано около 14 тысяч киберпреступлений. В основном это ложные предложения товаров и услуг, услуги по организации хакерских атак, аферы с электронными платежными картами и счетами клиентов электронных платежных систем. Более 450 подобных афер удалось пресечь.

Куда обращаться, если вы стали жертвой интернет-мошенников? Вопрос, конечно, интересный…

— Управление “Р” у нас упразднили еще несколько лет назад, — сказали “МК” в ГУВД Москвы. — Профильное подразделение осталось только в МВД — управление “К”. Так что если вы пострадали от хакеров, есть два варианта. Первый — обратиться сразу в МВД, второй — написать заявление в ближайшее ОВД. В последнем случае местные милиционеры сами будут решать, что с ним делать: либо передадут в округ или то же МВД, либо попытаются раскрыть преступление сами.

Почему при ГУВД расформировано такое нужное управление? Стражи порядка лишь осторожно замечают, что решения начальства не обсуждаются. Известно только, что часть борцов с хакерами из московского управления “Р” тогда перешла работать в другие сферы — например, заниматься налоговыми преступлениями, а часть вообще ушла “на гражданку”.

— Рынок высоких технологий развивается с бешеной скоростью. И, к сожалению, за ним не поспевают ни правоохранители, ни законодатели, — говорит адвокат Петр Домбровицкий, которому приходилось сталкиваться с подобными делами. — В таких вещах стражи порядка инертны, и обратить их внимание на ваш случай можно только при помощи официального заявления в милицию или прокуратуру.

АНЕКДОТ В ТЕМУ

Начинающий хакер спрашивает на компьютерном форуме:
— Подскажите, как заработать деньги в Интернете?
— Вышли мне 20 долларов, и я тебе расскажу, — отвечает один из опытных хакеров.
— Выслал.
— Вот так и заработать!